Учетная политика должна быть у любой организации. С момента создания дается 90 дней на ее разработку и утверждение. Согласно нормам ПБУ 1/2008 разработать и принять учетную политику должна каждая организация, которая ведет бухгалтерский учет, вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности. Положения учетной политики обязательны для всех подразделений организации и должны выполняться всеми сотрудниками, включая генерального директора.
Отсутствие важных положений учетной политики может быть истолковано проверяющими как грубое нарушение, что предполагает ответственность по статье 120 Налогового кодекса РФ. За него предусмотрен штраф от 10000 до 30000 рублей. Кроме того, возможно привлечение к ответственности должностного лица по статье 15.11 КоАП РФ в размере 2000 до 3000 рублей. Таким образом, актуализация учетной политики как минимум раз в год важна для каждой организации.
Учетная политика – это внутренний регламент, в котором организация фиксирует выбранные способы ведения бухгалтерского и налогового учета и последовательно их применяет. Этот регламент должен учитывать не только нормы законодательства, но и специфику деятельности организации.
Существуют различные методические подходы к формированию данного регламента. Однако, независимо от них, учетная политика должна включать в себя (приложением или по тексту основных частей) следующие элементы:
- рабочий план счетов;
- формы первичных документов;
- регистры бухгалтерского и налогового учета (если налоговый учет ведется в самостоятельно разработанных организацией регистрах, а не на основе бухгалтерских);
- порядок проведения инвентаризации;
- методы оценки активов и обязательств;
- порядок документооборота, технологию обработки учетной информации;
- порядок внутреннего контроля за фактами хозяйственной жизни, процедурами составления отчетности и текущим ведением бухгалтерского учета;
- иные элементы и принципы, влияющие на организацию и ведение бухгалтерского учета.
Также в этом регламенте закрепляют способы ведения бухгалтерского учета, которые выбраны из нескольких вариантов, предусмотренных законодательством. Если в законе прописан единственный способ учета конкретных фактов хозяйственной жизни, то его можно не указывать в учетной политике. Если же в нормативных документах отсутствует конкретизация способов учета конкретных операций, организация должна разработать свою методику исходя из общих положений и требований законодательства.
Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер с учетом мнения иных специалистов, а утверждает руководитель организации. Приведем основные положения, которые должны быть установлены в учетной политике на 2016 год:
Элемент учетной политики |
Что прописать в учетной политике |
Бухгалтерская отчетность организации | 1. Предусмотреть формирование промежуточной отчетности по требованию закона, договора, учредительных документов, банков или собственников организации.
2. Включить в учетную политику:
|
Формы первичных учетных документов | 1. Типовые унифицированые формы перечислить и указать ссылку на нормативный акт, которыми они утверждены.
2. Образцы самостоятельно разработанных форм привести полистно приложениями к учетной политике. |
Право подписи первичных учетных документов и счетов-фактур | 1. Привести список сотрудников, уполномоченных подписывать указанные документы с возможностью дальнейшей корректировки в случае изменений.
2. Можно не раскрывать эту информацию в учетной политике, а передавать полномочия по доверенности |
Учет материально-производственных запасов, а также тары, готовой продукции и товаров. | 1. Указать единицу учета МПЗ (номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.д.).
2. Указать, как происходит оценка поступающих МПЗ: по фактической себестоимости или по учетным ценам. 3. Указать метод оценки МПЗ при списании:
|
Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте | Выбрать способ определения курсовой разницы:
1. на дату совершения операции, а также на отчетную дату; 2. на дату совершения операции, а также на отчетную дату и по мере изменения курсов иностранных валют. |
Доходы и расходы организации | 1. Порядок закрытия 26 и 44 счетов:
2. Порядок признания выручки от выполнения работ, оказания услуг и продажи продукции с длительным циклом изготовления (более 12 месяцев):
3. Оценка незавершенного производства (при наличии такового):
|
Применение ПБУ 18/02 | 1. Прописать, применяет организация ПБУ 18/02 или нет. У малых предприятий выбор есть, остальные должны применять в обязательном порядке.
2. Зафиксировать способ определения величины текущего налога на прибыль в отчете о финансовых результатах: |
Создание фондов и резервов | 1. Прописать порядок создания резерва по сомнительным долгам, алгоритм формирования и частота (поквартально, помесячно) уточнения. Его должны создавать все организации без исключений.
2. Зафиксировать, как ведется учет оценочных обязательств (на оплату отпусков, на гарантийный ремонт, на обесценение финансовых вложений и пр.). Такие обязательства формируют по ПБУ 8/2010. Конкретный алгоритм описать. Малые предприятия могут не формировать оценочные обязательства, если не являются эмитентом публично размещаемых ценных бумаг. 3. Указать, создает ООО резервный фонд или нет (в ООО по выбору). Акционерные общества создавать такой фонд обязаны. |
Учет основных средств | 1. Указать, как компания определяет срок полезного использования:
2. Зафиксировать способ начисления амортизации в бухгалтерском и метод начисления амортизации в налоговом учете. 3. Предусмотреть способ списания основных средств стоимостью не более 40000 руб. за единицу в бухгалтерском и не более 100000 руб. за единицу в налоговом учете.4. Указать, проводит организация переоценку основных средств или нет. Если проводит, то указать метод. |
НУ Метод амортизации основных средств | 1. Зафиксировать способ начисления амортизации в бухгалтерском и метод начисления амортизации в налоговом учете.
2. Зафиксировать применение амортизационной премии или повышающих коэффициентов амортизации. |
Способ расчета предельного уровня процентов по заемным средствам взаимозависимыми лицами | Выбрать один из двух способов:
|
Порядок начисления авансовых платежей по налогу на прибыль | Порядок начисления авансов по налогу устанавливают организации-плательщики налога на прибыль, которые отчитываются поквартально (п. 2, 3 ст. 286 НК РФ):
|
Периодичность сдачи отчетности по налогу на прибыль | Возможно два варианта:
|
Метод признания доходов и расходов | Возможны два варианта:
|
Определение перечня прямых расходов | 1. Прописать перечень прямых расходов (ст.318 НК РФ).
2. В идеале указать перечень косвенных расходов. Если это невозможно, то считать косвенными расходами все те, что оказались вне перечня прямых расходов. |
Источники данных для ведения налогового учета | Возможны два варианта:
|
Все вышеописанное является ориентировочным указанием по формированию учетной политики на 2016 год. У каждой организации учетная политика может отражать и иную информацию, являющуюся спецификой деятельности или нюансами учета. Самое главное, чтобы не возникало противоречий между нормами учетной политики, данными бухгалтерской и налоговой отчетности и пояснениями к бухгалтерской отчетности.
Информация получена из «Системы Главбух».