Недобросовестные поставщики. Выбор и проверка поставщиков. Как доказать свою осмотрительность?

В последнее время одним из наиболее актуальных вопросов, возникающих в процессе налогового контроля, является добросовестность контрагентов, особенно поставщиков. Проверочные тенденции фискальных органов сместились с простейшего контроля за наличием/отсутствием первичного документа или качеством его оформления в сторону контроля за реальностью конкретной сделки, а то и бизнеса в целом. Поэтому выбор поставщиков, их проверка на преддоговорном этапе взаимоотношений превратились в необходимость для любой компании, причем на регулярной и систематической основе. То есть оказались неизбежно встроенными в задачи системы внутреннего, а не только налогового, контроля.

Не следует игнорировать и тот факт, что понятие недобросовестности налогоплательщика в свете налоговых правоотношений также не является статичным и развивается вместе с налоговой системой. Если в судебной практике 1998-2001 г.г. добросовестность налогоплательщика рассматривалась как действительное намерение уплатить налог, то уже в 2006-2010 г.г. его стали трактовать с точки зрения отсутствия в компании хозяйственных операций, способствующих получению необоснованной налоговой выгоды (см.  определение КС РФ от 25.07.2001 № 138-О, пост. Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53). В числе всевозможных налоговых схем сюда относят любые хозяйственные операции, возникшие между компанией и фирмой-«однодневкой», оказавшейся в роли поставщика.

К таким фирмам относят юридические лица, не обладающие фактической самостоятельностью, созданные без цели ведения реальной деятельности. Нередко это фирмы, не представляющие налоговую отчетность, зарегистрированные по адресу массовой регистрации, не платящие налоги в бюджет. Они встраиваются на основе договора-прикрытия недобросовестными налогоплательщиками в цепочку хозяйственных связей для создания фиктивных расходов и получения вычетов по косвенным налогам без реального совершения сделки (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, письмо ФНС России от 11.02.2010 № 3-7-07/84).

Следует отметить, что фирмы-«однодневки» одновременно с фиктивными операциями могут осуществлять и реальные, что только осложняет правовую квалификацию взаимоотношений между ней и добросовестным контрагентом.

Если у вашей компании были общие хозяйственные операции с фирмой-«однодневкой», налоговые органы могут обвинить ее в отсутствии должной осмотрительности при выборе контрагента-поставщика. Это приведет к тому, что налоговая выгода, полученная от сделки с данным контрагентом, может быть признана необоснованной. То есть под вопросом окажутся расходы для целей налогообложения прибыли и налоговые вычеты по НДС. Чтобы доказать свою безупречную репутацию в налоговых правоотношениях, необходимо заранее позаботиться о критериях проверки ваших поставщиков, которые окажутся убедительными доказательствами вашей должной осмотрительности и для налоговых инспекторов, и для судебных органов.

Что же можно предпринять, чтобы убедить всех сомневающихся в том, что ваша компания – добросовестный субъект бизнеса? В одном из локальных положений компании предусмотрите методику проверки контрагентов на стадии, предшествующей заключению договора. Это можно сделать и в приложении к учетной политике, и в договорном регламенте, и в положении о внутреннем контроле. Можно утвердить методику проверки контрагентов и отдельным приказом. И возложить функции по реализации утвержденной методики на определенного сотрудника или нескольких сотрудников: бухгалтера, юриста, начальника отдела снабжения, менеджеров и т.д. При таком подходе получается, что проверка контрагентов – это обязательная функция системы внутрифирменного контроля в вашей компании, а, значит, вы ответственно и осмотрительно подходите к выбору контрагентов, что и требуется доказать.

Какие же действия должны быть предусмотрены в вашей системе внутреннего контроля по отношению к контрагентам?

  1. Формирование документального досье контрагента. Компания вправе обратиться к потенциальному поставщику с просьбой представить копии учредительных документов, свидетельства о регистрации в ЕГРЮЛ, свидетельства о постановке на учет в инспекции, лицензий, приказов, подтверждающих право руководителя подписывать документы, и другую информацию о том, не привлекался ли он к налоговой или административной ответственности. Их наличие свидетельствует, что вы действовали предусмотрительно при выборе контрагента (письмо ФНС России от 11.02.2010 № 3-7-07/84). Даже если в последствии контрагент окажется фирмой-«однодневкой», то с досье оспорить претензии налоговиков шансы весьма высоки (пост. Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 № 18162/09). А вот при отсутствии такого досье у суда может появиться основание для признания претензий налоговиков обоснованными (определение ВАС РФ от 01.04.2009 № ВАС-3704/09).
  2. Направление запроса в ИФНС. Наличие в досье контрагента не только вышеперечисленных документов, но и информации об исполнении им своих налоговых обязательств и информацию о совершении им налоговых нарушений тоже убедительно доказывает вашу должную осмотрительность при выборе контрагента (определения ВАС РФ от 17.11.2010 № ВАС-15222/10, от 01.12.2010 № ВАС-16124/10, письмо Минфина России от 04.06.2012 № 03-02-07/1-134). Не всегда ИФНС предоставит такие сведения, сославшись на налоговую тайну инспекторы могут их не раскрыть по вашему запросу. Но в данном случае важен сам факт направления подобного запроса. Вместе с тем есть вероятность узнать в результате подобного запроса, что контрагент отвечает признакам фирмы-однодневки. При этом инспекция зафиксирует, что данная информация направлялась налогоплательщику. Таким образом, если в ходе проверки выяснится, что компания обладала сведениями об «однодневности» контрагента и продолжала с ним сотрудничать, то это основание для доначисления налогов, штрафов и пеней.
  3. Использование платных и бесплатных интернет-сервисов. На официальных сайтах государственных органов предоставлены сервисы по проверке контрагента по информационным базам, используя которые можно получить ту или иную информацию. Такие сервисы есть на сайте nalog.ru. Есть во многих программах формирования и сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности. А есть и в отдельном варианте. Приятным «бонусом» последних является наличие не только искомой информации о контрагенте, но и возможность проверить взаимозависимость контрагентов, а также получить какие-либо иные сведения, которые могут пригодиться вам для совместной работы. Самое главное – это не забывать делать принтскрины по сформированным вами запросам и сохранять их в досье. На момент совершения сделки контрагент как проблемный в данных базах отсутствует, ваша компания всё это должным образом зафиксировала. Для суда это проявление должной осмотрительности, и повод признать претензии налоговиков необоснованными (пост. Президиума ВАС РФ от 09.03.2010 № 15574/09).
  4. Деловая переписка. Сам по себе факт деловой переписки между вами и контрагентом не значит ничего. Но в совокупности с другими доказательствами вашей должной осмотрительности документальное подтверждение переписки с контрагентом, который оказался фирмой-«однодневкой», не стоит недооценивать. Переписка как доказательство среди прочих играет важную роль в защите от претензий налоговиков. До совершения сделки рекомендуется письменно согласовать с потенциальным поставщиком цену, порядок расчетов, условия отгрузки товара, сроки поставки и прочее, то есть в досье должны быть входящие и исходящие сообщения с отметками об их принятии. Можно обменяться с контрагентом рекламные брошюры, буклеты, каталоги, в которых будут указаны его контактные данные, а также перечень услуг, оказываемых им, и преимущества работы с ним. Таким образом, компания проверит реальность существования контрагента, его местонахождение на момент совершения сделки и наличие у него офиса и персонала, а значит, проявит должную осмотрительность.
    Переписка во время совершения сделки также является сильным аргументом в пользу должной осмотрительности вашей компании.
  1. Проверка местонахождения. Одним из признаков фирмы-«однодневки» является отсутствие ее по месту регистрации или ее нахождение по адресу «массовой» регистрации. Налоговики активно этим пользуются, уличив компанию в связи с таким контрагентом. Так, например, отказывают в вычете НДС по счету-фактуре, в котором указан адрес регистрации контрагента, но фактически он там не находится. Суды не всегда признают это обстоятельство как доказывающее получение необоснованной налоговой выгоды. Однако при наличии иных обоснованных претензий и доводов инспекторов это может сыграть против компании.
  2. Рекомендации. Из анализа судебной практики следует, что рекомендательные письма и отзывы, составленные на контрагента, становятся весомым доказательством должной осмотрительности при выборе контрагента. Также можно ссылаться на отзывы производителей, подтверждающих сотрудничество с контрагентом, на его деловую репутацию. Участие в исполнении госконтрактов тоже хороший аргумент в пользу правильного выбора поставщика. Как и проведение внутреннего конкурса в компании, по результатам которого была заключена сделка с контрагентом. Документальное подтверждение, что такой конкурс проводился, и в нем приняло участие несколько лиц, предоставивших свои коммерческие предложения, будет свидетельствовать о должной осмотрительности компании.

В случае спорных ситуаций и попытке со стороны налоговых органов обвинить вашу компанию в извлечении необоснованной налоговой выгоды, можно использовать как перечисленные нами методы, так и иные, а также комбинировать их. Ведь однозначно утвержденной и обязательной методики проверки контрагентов и в частности поставщиков на законодательном уровне пока еще не утверждено.

Информация получена из «Системы Главбух».